Артикуляционная гимнастика для звука Р


Звук [Р] относится к группе сонорных, при артикуляции которых голос преобладает над шумом.
Правильная артикуляция звука [Р] заключается в следующем:
• губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);
• зубы - разомкнуты;
• язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
• голосовые связки - вибрируют, давая голос;
• воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.
Мягкий звук [Р’] отличается по артикуляции от парного твердого звука дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.
Сложность произношения данного звука заключается в том, что для четкой фонации требуется подъем языка вверх, работа кончика языка, его вибрация. Именно по этой причине [Р] и [Р’] даются дошкольникам сложнее всего.
Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [Р], [Р’] в игровой форме помогает ребенку подготовить мышцы языка к произношению данного звука, понять, как правильно располагать речевые органы для рычания, обучает, как создавать вибрацию.
Учитель-логопед Басалаева О.Н.