Воспитание сказкой

Воспитание сказкой.
Воспитание сказкой.

«Сказка –это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»      В.А. Сухомлинский
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия- это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами»    В.А. Сухомлинский
    Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. В сказке важные для детей понятия даны образно и поэтому хорошо усваиваются, причем на подсознательном уровне.
Сказка заранее готовит ребенка к сложным ситуациям, в которых он может оказаться, подсказывает пути решения сложных житейских задач.
Сказка формирует характер, воспитывает душу.
У ребенка с помощью сказки вы сможете воспитать:
    Волю –сложное и многогранное качество личности.
    Веру в себя – умение противостоять неудачам.
    Смелость – самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
    Трудолюбие – нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
    Настойчивость – терпение и выдержку при достижении цели.
    Обязательность – умение держать слово.
    Оптимизм – веру в успех, увлеченность, душевный подъем.
    Целеустремленность – умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.
    Доброту и честность.
    Совместное чтение - возможность стать другом своему ребенку, внимательным и небезразличным к его проблемам. 
Воспитание через сказку –это прекрасная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, без скучных наставлений, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.
Сказка – это занимательный урок нравственности.
В практической психологии широко используется метод сказкотерапии, который буквально преображает детей. Терапевтические сказки нацелены на решение конкретной проблемы, помогая преодолеть истерики и капризы, плохое поведение. 
Воспитание часто ассоциируется с нравоучениями, но в ваших силах,  сделать этот процесс увлекательным. Для детей воспитание через сказку принесет больше пользы, чем привычное и малоэффективное родительское «нельзя!».
Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
С помощью сказки сможете развить у ребенка:
    Умение слушать;  познавать;  сравнивать, сопоставлять;  мыслить словами;
    Связную речь;
    Интерес к учебе;
    Мышление, внимание, память, воображение;
    Мимику лица и жесты;
    Эстетические чувства;
    Чувство юмора.

Почему воспитывать детей через сказку просто?
Сказки популярны у детей всех времен. Это именно тот способ общения, который без труда понимают и воспринимают дети. Сказочные истории привлекают малышей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Ребенок погружается в происходящее и при этом может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета.
Как правильно читать ребенку сказки?
Сказку лучше именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя заметите реакцию ребенка, и сможете акцентировать его внимание на важных моментах. Во время знакомства со сказкой старайтесь не отвлекаться. Ведь это не просто приятный досуг,  а своеобразный урок. Разделите с малышом его эмоции, сопереживайте, рассказывайте эмоционально, и ваша увлеченность действием обязательно захватит и кроху.
После чтения обсудите вместе с ребенком героев, их поступки. Предложите ребенку подумать, как бы он поступил бы в той или иной ситуации. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребенка. Постарайтесь не навязывать ребенку мораль, пусть он сам сделает выводы.
Выполните творческое задание, например, нарисовать сцену из сказки или проиграть ее в кукольном театре. Персонажами могут быть игрушки, картонные фигурки или тени на стене. Пусть сначала взрослый проявит инициативу, и очень скоро ребенок охотно присоединится.
Не сердитесь, если ребенок изо дня в день просит рассказывать одну и ту же сказку. Значит, он испытывает трудности, решить которые помогает сказка. В этом и заключается суть воспитания через сказку и сказкотерапии.
С подробностями и иллюстрациями порой надо быть осторожными! Действия в сказках лаконично, как раз для того, чтобы кроха не получил лишней информации, которая могла  бы  его испугать.
Воспитание  через сказку не имеет границ. Для этой цели прекрасно подходят, как и народные, так и авторские сказки. Отличный прием – сочинить сказку вместе с ребенком. В таком случае, воспитательный эффект будет сильнее, ведь он будет направлен на конкретного ребенка, с учетом его  характера и той проблемы, которую нужно решить. И фантазию разовьете, и воспитание станет не скучным назиданием, а увлекательным и , что немаловажно, результативным процессом!
Нужна ли сказке присказка?
Сказке, как известно, предшествует присказка. Она наводит мостик от нашего мира к миру сказочному.  Мы чудесным образом переносимся в неведомое тридесятое царство, которое сказочно далеко и сказочно близко –здесь, где мы живем.
Задача присказки состоит в том, чтобы подготовить душу слушателя, вызвать в ней верную сказочную установку.
 

Воспитатель Розенберг Н.В.

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie