Учим детей резать ножницами


Ножницы - это инструмент, постоянно используемый взрослыми во многих сферах их деятельности. Дети, едва достигнув двухлетнего возраста, начинают «повторять» за родителями, пытаясь использовать режущий инструмент. Стандартные занятия детским творчеством даже для самых маленьких всегда предполагают работу с ножницами. Она помогает развивать мелкую моторику рук, силу пальцев, а еще - внимание, способность к концентрации, воображение, умение владеть своим телом. Поэтому вместо того, чтобы запрещать чаду брать в руки инструмент, лучше позаботиться о его правильной эксплуатации.
Выбираем ножницы для ребенка.
Главным критерием должны служить безопасность и удобство. Выберите в канцелярском магазине ножницы среднего размера с тупыми концами на лезвиях. Хорошо, если ручки у ножниц будут резиновыми – они мягче и не скользят. Колечки у ручек ножниц должны подходить по размеру. Лучше, если одно колечко будет круглое (для указательного и среднего пальчика). Так ребенку будет легче, иначе пальчики разбегутся по сторонам. Желательно, чтобы ножницы продавались вместе с чехлом.
Первые ножницы (с 2-х до 4-х лет)
Ножницы для маленьких детей рассчитаны на крох от 2 до 4 лет. В этом возрасте малыши в основном могут просто резать по прямой, еще не умея создавать сложные по форме фигуры. Поэтому инструмент для них делают с толстыми короткими лезвиями, которыми невозможно пораниться. Они - почти не острые, создаются их пластика или стекловолокна. Кольца ножниц для детей 2 лет - асимметричные и мягкие, прорезиненные.
Ножницы для дошкольников и первоклассников (с 5 до 8 лет)
Подросшие малыши от 5 до 8 лет, с одной стороны, больше умеют и лучше соблюдают технику безопасности, чем двухлетки. С другой стороны, и их занятия уже требуют использования более острых и маневренных ножниц. Работа с картоном, тканью, природными материалами удобно выполняются инструментами с лезвиями из стали длиной до 12 см. Такие ножницы для детей с закругленными концами более тонкие, чем инструменты для самых маленьких. Кольца - по-прежнему миниатюрные, но более удаленные от лезвий с помощью специальных ножек. Такая конструкция позволяет использовать для создания ножниц хорошие рычаги, гарантирующие широкие возможности инструмента при работе с самыми разными материалами.
Первые шаги к умению вырезать ножницами.
Казалось бы, шаги эти довольно просты. Раз- открыли ножницы, два- закрыли их. Просто и понятно. Но для малыша это- самое сложное, нудное и неинтересное. Очень часто на этом самом начальном этапе родители терпят поражение, и благое начинание откладывается в долгий ящик. Ведь ножницы нужно не просто открыть и закрыть, их нужно правильно держать. А неумелые детские пальчики так не хотят слушаться. Не получилось раз, не получилось два, и малышу становится скучно. Но ведь если не научить малыша правильно держать ножницы, открывать и закрывать их, не меняя положения руки, то вырезать он ничего не сможет.
Как преодолеть этот скучный этап на пути к умению вырезать ножницами? Можно призвать на помощь театр теней и сказку о журавле или цапле. Ножницы будут выполнять роль длинных клювов журавля или цапли. Ну, или просто придумайте историю про каких-нибудь птиц с длинным клювом, а диалоги можно придумывать на ходу. Чтобы тень была похожа на клювы птиц, ножницы необходимо держать правильно. А для того, чтобы клювы шевелились, ножницы придется открывать и закрывать. Ребенок, заинтересованный в конечном результате, будет очень стараться. Если Вы проявите фантазию и свой личный интерес, то это занятие очень скоро не покажется ребенку скучным.
Начинаем резать бумагу.
Малыш научился открывать и закрывать ножницы и при этом держать их прямо. Пора начинать пробовать резать бумагу. Дайте ребенку узкую прямоугольную заготовку цветной бумаги, сложенную пополам. Пополам сложенная бумага плотнее, а значит, её труднее порвать неправильными движениями ножниц. Затем, покажите, как нужно нарезать полоски.
Ребенок должен держать прямоугольную заготовку сгибом к себе. Лучше, если эта работа займет не более двух шагов ножницами. А уже из этих полосок с помощью клея-карандаша можно быстро смастерить цветок, гирлянду, и даже целую елку.
Если у ребенка не очень хорошо получается нарезать полоски, и бумага рвется, то попробуйте сделать тоже самое из плотных обложек журналов. Или же просто дайте ребенку небольшие кусочки журнальных обложек, и пусть он режет их, как ему нравится.
Первое время можно помочь ребенку справиться с ножницами и бумагой. Посадите его за стол, и в нужные моменты помогите поддержать бумагу, сделать шаг ножницами. Если ребенок кричит: «Я сам!»- помогать ему не стоит. Пусть пыхтит и старается самостоятельно.
Техника безопасности при работе с ножницами.
Как только вы приняли осознанное решение дать ребенку ножницы, нужно сразу объяснить ему, что ножницы- это не игрушка. Пользоваться ими нужно только по назначению, и только за столом.
- ножницы нельзя брать без разрешения взрослых;
-ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить;
- ножницы нельзя оставлять в открытом виде;
- нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно пораниться;
-ножницы нельзя передавать лезвиями вперед;
- ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнуться и пораниться;
-ножницами нельзя вырезать на ходу;
-ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх.
Это основные правила безопасности, которые вы должны объяснить ребенку перед началом работы с ножницами. Вы же сами должны помнить, что маленького ребенка нельзя оставлять одного с ножницами в руках. Такую роскошь можно себе позволить только ближе к школьному возрасту.
Воспитатель Розенберг Н.В.