Развитие моторики рук у детей


Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, у него хорошо развиты внимание, воображение и память.
У многих детей вызывают сложности действия, которые требуют точности и синхронности движений. Вырезание чего-либо, лепка, обведение по контуру, складывание, завязывание – все эти действия не вызывают проблем у взрослых, но вот среди дошкольников сложности с этими простыми, на первый взгляд, манипуляциями возникают не так редко.
Если у ребенка плохо развиты графомоторные навыки, то при обучении у него возникнут проблемы с письмом, а его успеваемость снизится. Именно поэтому, развитием графомоторных навыков у детей нужно заниматься с самого раннего возраста.
Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т.д.
Графомоторика отвечает за:
• зрительное восприятие заданного материала;
• сосредоточенность и внимание;
• правильное удерживание карандаша или ручки;
• соответствующий нажим ручки при письме;
• ритмичность движений;
• точность в обведении линий;
• двигательные навыки
Основные стадии развития графомоторных навыков
Для каждого возраста характерен свой уровень развития графомоторики. В связи с этим удается определить, соответствует ли ребенок данному уровню развития, либо он отстает.
Вот что должны уметь дети 1-2 лет:
• умение держать несколько предметов в одной руке (данный навык можно развивать, предлагая ребенку погремушки);
• переворачивать странице в книге (по одной);
• держать в руках карандаш (необязательно правильно) и умение черкать им что-то на бумажке;
• строить башню из кубиков и складывать пирамидки.
Навыки детей 2-3 лет:
• ребенок должен уметь самостоятельно выдвигать ящик комода (тумбы), чтобы достать оттуда содержимое;
• лепить из пластилина;
• складывать из бумаги простейшие фигурки;
• нанизывать большие бусы;
• правильно держать карандаш.
Навыки детей 3-4 лет:
• умение вязать узелки;
• самостоятельно заправлять постель;
• рисовать фломастерами, мелками;
• обводка фигур и штрихование (если на этом этапе эти действия получаются у него не идеально, то это вполне нормально);
• происходит латерализация (определение ведущей руки).
Навыки детей 4-6 лет:
• застегивать молнии на куртке;
• самостоятельно завязать шнурки;
• уже может обводить фигуры на бумаге по нарисованным пунктирным линиям;
• разукрашивает рисунки, не выходя за его контуры.
Развитие графомоторных навыков способствует развитию речи, письма и интеллекта. Помогает улучшить осанку, координацию рук и ориентацию на листе бумаги.
Учитель-логопед Басалаева О.Н.