Игры на развитие грамматического строя речи

Игры  на развитие грамматического строя речи.
Игры  на развитие грамматического строя речи.

Дети усваивают грамматический компонент речи самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. У некоторых детей самостоятельное усвоение грамматического строя речи вызывает затруднения. 
  В дошкольном возрасте очень важно уделять внимание совершенствованию грамматического строя речи, так как его нарушение в дальнейшем может привести к проблемам с письменной речью. 
Для развития грамматического строя речи можно использовать дидактические игры. 
• «Один-много» (работаем над образованием множественного числа существительного). Взрослый говорит: «У меня собака», а ребѐнок должен сказать: «А у меня собаки». Взрослый: «У меня чашка», ребѐнок: «У меня чашки» и т.д.
 • «Кого увидели?» (учим использовать существительные в винительном падеже). Взрослый: «Мы пришли в лес и увидели...». Взрослый поочерѐдно выкладывает картинки с изображением диких животных и птиц, а ребѐнок называет: зайца, медведя, белку, лису. Можно играть в эту игру, используя любой речевой материал, одновременно пополняя словарный запас: «Мы пришли на огород и увидели... огурцы, лук, свѐклу и т.д.»
 • «Кого (чего) не стало?» (учим употреблению существительных в родительном падеже). Раскладываем любые картинки. Просим, чтобы ребѐнок закрыл глаза, и убираем одну картинку. Затем спрашиваем: «Кого (чего) не стало?». Одновременно развиваем зрительную память.
  • «Гости» (учим употреблению существительных в дательном падеже). Можно использовать игрушки или картинки. Взрослый начинает говорить предложение, а ребѐнок заканчивает его: «Белка идѐт в гости ... к зайцу. Жираф идѐт в гости ... к зебре» и т. д. 
• «Большой зверь» (работаем над словообразованием). Взрослый говорит: «Это кот (слон и т.д.), представь, что он очень большой. Как мы его назовѐм?» Ребѐнок: «Котище (слонище и т. д.). 
• «Кто у кого?» (образовываем название детѐнышей с помощью суффиксов.). Взрослым называет животное и спрашивает: «У козы (утки, волка и т.д.) кто?». Ребёнок отвечает: «У козы козлѐнок» (утѐнок, волчонок, бельчонок и т.д.). 
• «Из чего сделано?» (образовываем относительные прилагательные). Говорим: «Стол из дерева, какой стол?». Ребѐнок отвечает: «Деревянный». Аналогично задаем вопросы, например, шарф из шерсти – какой? Сумка из кожи – какая? Ключ из металла – какой? Шуба из меха – какая? Варенье из яблок – какое? Суп из грибов – какой? и т.д.
 • «Чьѐ это?» (образовываем притяжательные прилагательные) Задаѐм следующие вопросы: «Клюв птицы – чей клюв?». Ребѐнок отвечает: «Птичий». Можно спросить, например: чья лапа у собаки – собачья, чьи крылья у птицы – птичьи, чей хвост у волка – волчий и т.д.
 Поиграйте в эти несложные игры с детьми! 
 

Учитель-логопед Басалаева О.Н.

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie