Этапы работы по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Этапы работы по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Этапы работы по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Очень часто родителей волнуют вопросы: сколько времени займёт работа по коррекции звукопроизношения у ребёнка, от чего зависит темп и эффективность работы по исправлению звуков, как правильно организовать домашние занятия ребенка и родителя. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов:

1.    Индивидуальных, возрастных и психологических особенностей ребенка. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми, поэтому логопеду иногда требуется время, чтобы расположить ребенка к себе и адаптировать к занятиям. Также эффективность коррекционной работы зависит от уровня развития произвольного внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций. В случаях аномалий органов, участвующих в артикуляции (язык, нёбо, зубы, челюсть), также требуется время для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков;
2.    Регулярности посещения занятий ребенком. Логопед старается организовать занятия в форме игр, но они все равно несут обучающий характер, то есть на них ребенок получает определенные знания, умения и навыки, которые требуют закрепления и развития на последующих занятиях. Поэтому, если ребенок посещает занятия нерегулярно, зачастую данные знания и навыки теряются или не получают своего развития, и процесс логопедической работы замедляется;
3.    Участия родителей в процессе коррекции. Если у вашего ребенка проблемы с произношением, и он посещает занятия с логопедом, все равно работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, поскольку коррекция звукопроизношения – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса (новой привычки говорить), которая должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами, поощрениями) и контролем;
 
4.    Степени сложности дефекта, то есть в зависимости от речевого диагноза.
В начале учебного года, после обследования речи детей, учитель- логопед отражает информацию о нарушенных звуках, в индивидуальной тетради ребенка. Так родителям легче отслеживать динамику развития собственного ребенка.
Длительность коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения, в значительной степени зависит от участия родителей.
Коррекция нарушений звукопроизношения проводится в несколько этапов.
1.    Подготовительный этап
Задачами данного этапа являются:
-    развитие фонематического слуха (умение слышать и различать звуки речи);
-    формирование артикуляторной базы (достаточной подвижности языка, губ), необходимой для правильного произношения того или иного звука или группы звуков.
На данном этапе выполняется артикуляционная гимнастика - комплекс специальных упражнений для губ и языка. Она призвана в увлекательной форме развить умения ребенка управлять собственными органами речи: языком, губами, нижней челюстью и речевым дыханием. Она должна проводиться регулярно, по 5-8 минут. Упражнения выполняются в умеренном темпе с обязательным зрительным контролем. Желательно, чтобы и ребенок, и взрослый могли находиться перед зеркалом: взрослый показывает образец выполнения упражнения, ребенок повторяет за ним.
-    развитие правильного физиологического и речевого дыхания;
-    развитие фонематического слуха (умение слышать и различать звуки речи).
2.    Постановка звука
Это процесс обучения ребенка правильному произношению определенного звука. Ребенка учат придавать своим органам артикуляции то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания. Логопед осуществляет постановку правильного изолированного звука с помощью подражания и механического воздействия (с использованием вспомогательных средств - шпателя, зонда и т.д.). Помощь родителей на данном этапе заключается в
 
дальнейшем развитии артикуляционного аппарата и выполнении приемов по вызыванию отсутствующих звуков, которые объясняются учителем- логопедом.
3.    Автоматизация поставленного звука - один из самых длительных и сложных этапов.
Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, сразу переходят к следующему этапу коррекции звукопроизношения — к этапу автоматизации, то есть к обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи.
Следует отметить, что сразу после постановки звука ребенок не сможет произносить все слова с новым звуком правильно. Автоматизация звука осуществляется при условии постепенного нарастания сложности речевого материала:
-    автоматизация звука в слогах;
-    автоматизация в словах;
-    автоматизация в специально подобранных фразах;
-    автоматизация в текстах;
-    автоматизация в обычной разговорной речи.
На этом этапе помощь родителей ребенку просто неоценима. Родители вместе с ребенком отрабатывают речевой материал, предложенный учителем-логопедом. Содержание его наполнено именно тем звуком, который в данный момент необходимо автоматизировать. Сначала, поставленный звук необходимо произносить утрировано, т.е., более длительно и четко, по сравнению с другими звуками слова, постепенно переходя к нормальному произнесению.
Этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения нового звука в обычной разговорной речи.
Ниже приведены примеры игр и игровых упражнений, позволяющих закрепить поставленные логопедом звуки в домашних условиях.
“Построим дом”
Цель: закрепить поставленный звук в слогах Оборудование: конструктор
Инструкция: Давай построим дом для Стёпы (пример героя). Бери деталь конструктора, повторяй за мной слог и строй дом.
Слоги (например, для звука [с]): са,со, су, сы, сэ, ас, ос, ус, ыс и т.д.
 
Дом можно построить для любого героя, в чьем имени есть поставленный звук.
“Собираем игрушки”
Цель: закрепить поставленный звук в середине слова Оборудование: игрушки, коробка
Инструкция: «Давай собирать игрушки. Бери игрушку, повторяй за мной слово и клади ее в коробку».
Слова (например, для автоматизации звука [ш]): каша, Маша, Паша, мышка, мешок, кушать, вешать, машина, ошейник.
Такое игровое упражнение можно использовать для закрепления любых звуков в слогах, словах.
“Кто больше?”
Цель: закрепить поставленный звук во фразе.
Оборудование: любой счетный материал (палочки, фишки, квадратики и
.д).
Инструкция: Давай соревноваться: кто больше и правильно произнесет фраз со звуком (например [р]). Кто правильно произнесет, получит фишку. У кого в конце будет больше фишек, победит.
4.    Этап дифференциации смешиваемых звуков
Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.
Родителям необходимо постоянно контролировать правильность произношения поставленных звуков, во время выполнения заданий, в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме.
 

Учитель-логопед Басалаева О.Н.

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie